Наш поезд бежал по шведской земле на север, в наших планах было посетить город Стокгольм. День выдался ясный, в лучах солнца ярко зеленеют луга и рощи. Их то и дело рассекают полоски гладкого асфальта. Мелькают селения, незнакомые и труднопроизносимые названия станций.
Проезжаем район озер и заливов. Поезд идет по узкой ленточке суши Швеции. С обеих сторон водная гладь перемежается мелкими островками, покрытыми сосновым лесом. На некоторых примостились одинокие домики, каждый со своим крохотным причалом.
Озерный пейзаж Швеции сменяют поросшие лесом скалы. Большие и малые дороги вьются то справа, то слева от поезда, и машин на них становится заметно больше. Чувствуется приближение крупного города Стокгольм.
И снова вода. Над широкими протоками-заливами повисли высокие и длинные мосты. Под ними могут пройти любые корабли. Поезд грохочет через мост, минует товарные станции, ныряет в туннель и уже мчится вдоль городских строений. Еще несколько минут — и вагоны замирают под сводами большого вокзала. Перед нами город Стокгольм.
Наша первая квартира была в Эстермальме (шикарный и дорогой район Стокгольма в Швеции). Здесь центральная часть города быстро и незаметно переходит в зеленую окраину. Исторически сложилось так, что новое строительство шло в других направлениях, а этот уголок Стокгольма оставался нетронутым.
За городскими строениями раскинулся обширный луг, переходящий в лес, который обрывается к воде. Луг и лес — часть района Ердет, место ближайшего выхода жителей Стокгольма на лоно природы. В туристских рекламах, проспектах часто изображается этот озелененный кусочек городского ландшафта.
В центре луга возвышается телевизионная башня Кокумсторн. С ее вершины виден мыс, изрезанный многочисленными бухтами, островками, проливами. Здесь восточное побережье Скандинавского полуострова изгибается, образуя выступ, уходящий далеко в море.
К северо-востоку тянется широкий залив, испещренный множеством островков и шхер. Залив открывает путь кораблям из озера Меларен в Балтийское море. Суда ходят здесь только с опытным лоцманом. Два часа осторожно пробирается теплоход между едва порой заметными островками Стокгольмского архипелага, прежде чем перед ним откроется чистая вода.
Люди издавна жили по берегам озера Меларен. Но вот однажды, рассказывает легенда, сюда пришел король со своими приближенными. Один из них заметил: любой корабль, идущий из Балтийского моря в Меларен, должен обогнуть три острова в устье реки Норрстрём. А что если перекрыть фарватер? Ведь тогда можно будет контролировать проход любого судна!
Идея была осуществлена. Между островами вбили сваи, соединили их поперечными балками — шлагбаумами. Открыт шлагбаум — судно может пройти. Опущена балка — дороги кораблю нет. Так появился «шлюссен» — «замок». Название «шлюссен» сохранилось до наших дней.
Сейчас Шлюссен — один из главных транспортных узлов города Стокгольм. Здесь сходятся железная дорога, метро и важная уличная магистраль. Через мосты и систему транспортных развязок обеспечивается сообщение одной части столицы с другой.
Со смотровой площадки телебашни нетрудно отыскать плотно застроенный остров. Это — Гамла стан, или Старый город Стокгольм. Отсюда начинался Стокгольм. Когда его основатель ярл (воевода) Биргер в 1252 году выбирал место для города, то он учитывал, что вражескому войску будет трудно проникнуть в него.
Для большей безопасности построили крепостные стены и башни, между островами перебросили деревянные мосты. Дома ставились плотно один к другому, фасадом на улицу, а ширина улицы оставлялась такой, чтобы по ней мог проехать экипаж. В 1264 году соорудили первое каменное строение — церковь св. Николая.
Один за другим застраивались острова. Стали возникать городские кварталы и на материковой части, где в давние времена жили рыбаки и крестьяне. Так, шаг за шагом, рос город Стокгольм на 22 островах, город, где порой, кажется, больше водного пространства, чем суши.
В 1272 году королевская семья покинула Уппсалу и перебралась в город Стокгольм. Однако окончательно Стокгольм стал главным городом шведского государства лишь в начале 17 века, при короле Густаве II Адольфе. Здесь обосновались правительственные учреждения, возвели свои торговые заведения купцы. Некоторые из этих построек сохранились до наших дней.