В XI-XIV веках история Мурома изобилует полной драматизма борьбой князей за обладание городом. Им владели черниговский, рязанский, владимирский князья. Город Муром являлся объектом интереса волжских булгар.
Не раз пылали деревянные стены его кремля и жилища от нашествий золотоордынских ханов. В конце XIV века с вхождением Мурома в состав великого Московского княжества усилилось его стратегическое значение как защитного места на восточной русской границе.
В 1552 году Иван Грозный, выступив в поход на Казань, устроил здесь смотр своему войску. С присоединением к Московскому государству в 16 веке известного Казанского и сильного Астраханского ханств город Муром утратил свое значение пограничного места, стал с тех пор развиваться как ремесленный центр.
Вместо боевых, ратных дел муромцы охотно занялись рыболовством, огородничеством, кожевенным, кузнечным и другими ремеслами. При Петре Первом здесь строятся чугунолитейные и полотняные предприятия.
История Мурома рассказывает нам, что в XVII-XVIII веках среди городов нижнеокского бассейна Муром выделялся торговлей хлебом, скотом. Из окружающих районов сюда сгонялись тысячи голов крупного рогатого скота, который через Владимир перегоняли в Москву.
Муромцы известны были заготовкой рыбы для царского двора, выращиванием огурцов, выпечкой хлебных изделий. С ростом торговли и ремесел богатели купцы, предприниматели. На их деньги строили церкви, монастыри. Город Муром рос.
Среди лачуг и хибарок ремесленников вырастали каменные дома купцов, городских заправил. В конце XVIII века Муром, как и другие русские города, получил план застройки с прямоугольными кварталами. На основных въездах устраивались площади-заставы.
Градообразующим центром была Ока, вблизи которой сосредоточивались административно-культурные здания. Город как бы повернулся к реке главным фасадом. Городские ансамбли приобрели новое звучание.
История Мурома гласит, что в XIX — начале XX века город развивался медленно. Только с постройкой в 1880 году железной дороги, давшей выход городу к Москве, появилась новая отрасль — ремонт паровозов. Основная же масса рабочих была занята главным образом на мелких текстильных предприятиях.
Муром оставался купеческим городом с 34 церквами, 4 монастырями, ярмаркой, с резким контрастом между центром, где проживали богатеи, и окраинами, которые населял трудовой люд.
3 Октября 2012 в 23:30
У городов России всегда была великая история!