К концу 2010-х годов товары норвежского производства из-за возросшей себестоимости стало труднее продавать даже внутри страны. Пытаясь спасти положение, правительство Норвегии выделяло компаниям, которым угрожал крах, все больше государственных субсидий.
Нефтедобыча и доходы от нее росли, но остальные отрасли экономики Норвегии переживали застой, снижалась их конкурентоспособность. Компании разорялись одна за другой. Наглядная иллюстрация — компания Танберг в Норвегии, известная своей радио- и звукозаписывающей аппаратурой.
Мне довелось познакомиться с компанией Танберг в период ее процветания. Изделия фирмы пользовались тогда прекрасной репутацией, а большая часть ее продукции шла на внешний рынок.
Основатель компании Вебьёрн Танберг в сравнительно короткий срок сумел создать фирму с мировой репутацией и высокой конкурентоспособностью.
Корпуса головного предприятия фирмы расположились на окраине Осло в Норвегии. Другое ее предприятие было построено в двадцати километрах от столицы. Даже внешне оба они выгодно отличались от других заводов своей красивой архитектурой, продуманной планировкой территории, изящным оформлением помещений.
Вебьёрн Танберг стремился создать обстановку, которая способствовала бы наибольшей эффективности труда. Изучение человеческой натуры — главный аспект работы руководителя — говорил он в беседе со мной.
Руководитель на предприятии должен заниматься социологией, изучать поведение человека, знать его чувства, наклонности. Большую часть своего времени директор должен уделять человеческим отношениям. Задача руководителя на заводе — направить усилия каждого к одной цели: максимально отдавать себя производству, а не заниматься спорами и склоками.
По-видимому, для создания соответствующего психологического настроя Вебьёрн Танберг начинал свой день с того, что обходил всех работающих на предприятии, пожимая чуть ли не каждому руку. Танберг полагал, что рабочий трудится с большей отдачей, если отождествляет себя с компанией.
Направляясь к Танбергу, я обнаружил, что дверь его кабинета выходит в общий коридор, перед ней нет секретаря. В любую минуту к нему может зайти каждый, кто работает в компании и обсудить с ним свою личную проблему или вопросы производства. Так Танберг стремился создать иллюзию, будто он со всеми на равной ноге, будто весь персонал — единая семья.
Создание благоприятной обстановки для производительного труда — лишь одна сторона дела. Другая же — такая организация процесса труда, когда рабочий не отвлекается от дела, когда он волей-неволей выкладывается до конца, если он хочет сохранить свое место на заводе.
Культивирование иллюзии соучастия в управлении и разделе прибылей не устраняет главного: фактически владельцем крупнейшего предприятия, его распорядителем продолжает оставаться небольшая группа людей, а порой и один человек.
И все-таки, несмотря на всю изворотливость, компания Танберг в Норвегии обанкротилась. Эта новость ввергла в шок многих, а хозяина фирмы привела к трагедии: Вебьёрн Танберг покончил жизнь самоубийством.
28 Февраля 2012 в 23:32
Жалко что все так получилось с компанией.