Город Кируна в Швеции — это крупный промышленный центр северного края. Шахтерская клеть даже встроена в новое краснокирпичное здание городской ратуши.
Это металлическое сооружение возвышается на несколько этажей, и его видно из большинства точек города. Светящиеся часы, вмонтированные в верхнюю раму клети, видны в темноте за многие километры.
Лучший символ для Кируна в Швеции трудно придумать. А город известен всему миру прежде всего разработками железной руды. Собственно, и возник-то он благодаря открытой здесь руде.
Еще в прошлом столетии там, где сейчас стоит город Кируна в Швеции, была лесотундра. Здесь паслись оленьи стада и кочевали саамы. А под слоем оленьего мха, почти у самой поверхности, лежали несметные богатства — железная руда с высоким, примерно 65 процентов, содержанием металла.
Уже в начале 18 века недалеко от нынешней Кируны приступили к добыче серебряной и медной руды. Затем дошла очередь до железа. Его извлекали из недр в районе Мальмбергета, но масштабы добычи были мизерны.
Руда подвергалась примитивной переработке на месте, из железа изготовляли разную хозяйственную утварь. На дальние расстояния вывозить продукцию оказывалось затруднительно, так как главной тягловой силой были олени.
Тем не менее, добыча железной руды вблизи Кируна в Швеции росла. Изобретение в 1878 году томасирования чугуна открыло дорогу к использованию местных руд с повышенной примесью фосфора — а именно этим характерны ее залежи на севере Швеции. К тому времени геологи уже обнаружили богатые руды в районе, впоследствии получившем наименование «Кируны».
Значение для страны мощных запасов железной руды Кируна было очевидным. Но прежде чем обеспечить широкий поток руды на юг Швеции, к имеющимся металлургическим заводам, предстояло освоить безлюдный север.
Неотложной стала проблема связанная с транспортом. От порта Лулео к Мальмбергету в 1888 году проложили железнодорожную колею. Но это лишь отчасти решило проблему транспорта: Ботнический залив зимой скован льдом и для судоходства непригоден. Долго не думая строители принялись сооружать западную ветку железной дороги — к Атлантическому океану. В начале 20 века они с гордостью уложили последние рельсы колеи, ведущей к норвежскому порту Нарвик.
С тех пор Кируна в Швеции и начало активное развитие горного дела, а вместе с ним бурное строительство на месте моховых кочек и скрюченных от северной непогоды деревцев столицы рудного края.
10 Декабря 2011 в 14:38
А в моем городе добывают марганец, так что мы в чем-то похожи.